Апокалипсис в Святой Земле (обзор "Града Иуды")


После того как мы запустили предзаказ "Града Иуды" у многих людей возник вопрос "А что там такого в этой книге, что на выходе получается 400+ страниц?" Вроде бы это хак "Постапокалипсиса" - игры, которая сама по себе едва достигала 300 страниц. Вы туда что - комиксов про Иуду напихали? Или там 100 страниц подробных топографических карт Иерусалима и окрестностей, похищенных у ЦАХАЛа? А может там бонусом идет описание всех кампании из этого блога? Давайте попробуем разобраться.

Начать стоит с того, что "Град Иуды" это весьма особенный хак. Он значительно "тяжелее" обычного хака ПА. Принцип остается тем же, но здесь гораздо больше ходов, здесь ведется учет здоровья, снаряжения и духа персонажа, здесь даже есть штрафы за ношение тяжелых доспехов? Уже страшно? Ничего, сейчас мы рассмотрим эту книгу подробнее.

После короткого вступления, где автор - Давид Пиньедоли (он итальянец) благодарит всех, кто помог ему в написании игры, а также упоминает игры, которые его вдохновили, мы переходим к Введению. Эта глава довольно подробно описывает сеттинг, в котором вам предстоит играть. Да, здесь есть сеттинг, но здесь и далее автор успешно совмещает готовые элементы мира с возможностью (и даже необходимостью) создавать свои детали, развивать его и вести в направлении, которое будет ближе именно вашей игровой группе.

Раздел Основы механики собственно дает нам представление о том, как работает движок ПА в этом своем воплощении. Кроме знакомых по всем хакам бросков 2d6+характеристика, мы узнаем о счетчиках и связанных с ними состояниях (например к счетчику снаряжения привязаны состояния Не подготовлен и В долгах). Приведены примеры того, как работает игровая экономика, как накапливается опыт и идет развитие персонажа и описано, что такое превосходство.

В следующем разделе - Ходы и броски - мы получаем полный список доступных ходов, с примерами их применения. Здесь все ходы разобраны подробно, даются советы о том, как и когда применять тот или иной ход, какие есть особенности и "подводные камни" и как разрешать нестандартные ситуации (вроде того же PvP).

Конечно же Бой это важная часть игры про крестовые походы и он выделен в отдельный раздел. Здесь описано то, как играется бой с точки зрения игроков и Мастера, описывается то, как именно Мастер должен применять свои ходы на разных этапах боя, подробно рассматривается нанесение урона персонажам игроков и персонажам Мастера и, конечно, объясняется как потом эти ранения лечить. Поражение здесь случается не просто от истощения хитов - для этого тоже есть специальные ходы. Несмотря на это, бой в "Граде Иуды" получается довольно быстротечным: обычная стычка завершается за 1-2 раунда. А вот какой-нибудь значимый бой с боссом или серьезной группой врагов может быть значительно длиннее и опаснее. О разных врагах мы поговорим чуть ниже.

Раздел Для Мастера излагает основы вождения "Града Иуды" - это что-то вроде Основ механики, но только для Мастера. Здесь собраны все основные принципы, правила и методы вождения с кратким описанием и примерами.

Подробнее все это разбирается в следующем разделе Железные ходы Мастера. Здесь подробнейшим образом описан каждый ход и методы его применения, поясняется разница между жесткими и мягкими ходами и описывается третья ситуация, когда Мастер имеет право применять жесткие ходы - активное состояние (проклят, не подготовлен и т.д.).

Дальше у нас идет традиционная Первая встреча. Этот раздел тоже несколько больше, чем в других хаках ПА, потому что создание персонажа в "Граде Иуды" происходит не так просто. Автор рассказывает обо всем, что стоит подготовить к первой встрече, приводит всю необходимую для создания персонажа информацию и объясняет что и как Мастеру записывать и что потом делать с этими записями.

Раздел Задания и фронты разбирает организацию отдельных заданий, на которые будет отправлять персонажей игроков Железный кулак и поясняет, как собрать эти разрозненные задания в один или несколько фронтов. Здесь есть много идей и примеров как для заданий, так и для фронтов, хорошо описано то, как Мастеру все это организовать, начать и вести в дальнейшем. Также здесь есть такая удобная штука, как фронт персонажей - их личные проблемы, история и важные моменты прошлых встреч - который помогает не забывать о каждом отдельном персонаже и создавать историю "именно об этих пешках".

И наконец перед нами большой раздел Чудовища и враги. Это, можно сказать, монстрятник "Града Иуды". Здесь есть обычные враги - крестьяне, разбойники, воины и кочевники. Они не всегда передвигаются в одиночку, поэтому здесь есть правила банд (ходы для банд, урон и здоровье банд и т.д.). В этом мире существуют дикие чудовища - плотоядные газели, хищные слоны, рептилии, змеи и... песчаные черви! В общем все те ужасы, что рисовали на старинных картах. И наконец венчают все это безобразие сверхъестественные чудовища - адский гончие, рыцари преисподней, осквернители и сами князья Ада. Для всех категорий приведены как примеры, которые можно взять и немедленно натравить на ваш несчастный отряд, так и правила их создания, которые позволят изобрести уникальные угрозы даже для тех игроков, кто втайне от вас читал монстрятник. И конечно же, если ваш колдун считает, что после того, как он купил свои волшебную книгу, их перестали продавать - он сильно ошибается: магией тут занимается не он один.

Вот поэтому в книге "Град Иуды" получается 400+ страниц. В ближайшее время ждите рассказа о том, как именно все это работает в игре: наши наемники уже выехали на свое первое задание.

Комментарии