суббота, 21 июля 2012 г.

Что такое Apocalypse World, часть 1


Заглядывая в прошлое, я понимаю, что мое знакомство и увлечение эстетикой постапокалипсиса началось именно с фильма, кадр из которого я вставил выше. "Mad Max" привлек мое внимание, как я сейчас помню, не сценами погонь и перестрелок (хотя не без этого, конечно), а скорее тем, что я углядел в нем то, как в новом изменившемся мире создавалась своя особая мифология. Как финале второго фильма люди зажигают огни, "чтобы он знал...". Дальше был Fallout 1/2 и настольные ролевые игры, но почему то в то время я не подумал о возможности объединить два этих интереса. Лишь относительно недавно, с выходом последней версии Gamma World (на движке D&D4E) я серьезно задумался о том, чтобы водить постапокалиптическую игру. И вскоре после этого мне на глаза попался тогда еще совсем свежий Apocalypse World.


Чем же он привлек мое внимание? В первую очередь это были буклеты персонажей. На один лист авторы смогли поместить одновременно и лист персонажа и индивидуальную "книгу игрока" для одного типа персонажа. Игрок, ничего не зная ранее об игре, вполне может взять такой буклет и самостоятельно создать себе персонажа прямо перед игрой. И вот здесь впервые проявляется интересная особенность системы. Типы персонажей это не классы и не профессии, а скорее некоторые стереотипы, которые мы встречаем в разных связанных с постапокалипсисом произведениях. Как таковые они отвечают определенным ожиданиям в таких аспектах, как имена, общее поведение и т.д. И здесь система слегка подталкивает игрока в нужную сторону, делая "правильный" для данного типажа выбор более легким. Здесь и список имен и весьма сочные и говорящие особые ходы персонажей и даже отношение к сексу,  заданное "секс-ходом" - все вполне соответствует стереотипному представлению о подобного рода герое. Скажем список имен стрелка наполовину состоит из собачьих кличек, в названиях его ходов сложно найти что-то, где нет мата, а секс для него - просто способ получить заряд бодрости перед боем. Вожак - совсем другое дело. Список его имен пробуждает образы затянутых в униформу и обвешанных оружием военачальников или одетых в вычурные одеяния вождей, под его командованием находится отряд вооруженных до зубов головорезов, а секс с ним может сделать его партнера весьма богатым.

Кроме того, создание персонажей в соответствие с указаниями этих брошюр задает еще и отношение между ними, что решает частую проблему ролевых команд - вопрос "что эта разномастная шайка головорезов делает вместе".

Ну и наконец само создание персонажей во многом задает тип будущей кампании. Дело в том, что наряду с более-менее привычными для ролевых игр персонажами, которые не несут особой ответственности ни перед кем, кроме самих себя и команды, в Apocalypse World есть и другие персонажи. У примеру уже упомянутый вожак, управляет целым поселением до трех сотен душ, командует отрядом головорезов, поддерживающих в нем порядок и занимается финансовыми вопросами поселения. Понятно что наличие такого персонажа в игре делает поселение неким центром, вокруг которого развивается важная часть сюжета. С другой стороны чоппер это глава банды байкеров. Обычно он и его банда мобильны и неплохо вооружены. Если к ним добавится еще и водила со своей машиной мы увидим что игра скорее превращается в некий аналог road-movie и доступный мир сильно расширяется. При этом, что особо ценно, мы не выбираем тип игры, а потом загоняем игроков в ее рамки. Мы вполне органично делаем все это на этапе создания персонажей, обмениваясь мнениями и коллективно создавая комфортный для всех, включая Мастера, тип игры.
(Продолжение следует)
Отправить комментарий