Организация песочницы


В сети есть немало отличных советов о том, как создать все необходимое для того, чтобы организовать кампанию-песочницу, не имеющую заданного сюжета и предоставляющую игрокам полную свободу действий. Одним из лучших я считаю вот эту статью от Bat in the Attic. В дальнейших постах автор подробнейшим образом развернул почти все пункты, а один из поклонников этой системы скомпилировал все статьи в pdf.
Однако, следуя его и не только его советам, я столкнулся с тем, что весь этот довольно большой объем информации весьма непросто организовать так, чтобы ей было удобно пользоваться в процессе игры. Совсем недавно я наткнулся на блог The Alexandrian, автор которого в том числе написал весьма интересную серию статей на тему Hexcrawl, то бишь самой что ни на есть олдскульнейшей песочницы. В их числе была отличная статья об организации всех необходимых документов. Мысли из нее и свои собственные идеи я и представляю ниже.

Стоит сразу оговориться, что данный метод подойдет не для каждой кампании. Это скорее основа, костяк, документов, на основе которых можно сделать что-то свое. В конце я еще скажу пару слов об этом, а пока перейдем к этой самой основе.

Итак для кампании в стиле песочница нам потребуется вести четыре "документа". Я поставил слово документ в кавычки, потому что некоторые из них будут скорее папками, чем отдельными документами, но для краткости назовем их так. Неважно, где вы будете вести эти документы - на компьютере или по-старинке на бумаге - суть их не меняется. Вот какие документы потребуются:

1. Карта
Естественно без карты мы далеко не уйдем. Она может быть любой какая вам нравится, но лично я посоветовал бы все же гексагональную. Она не так красиво смотрится, но гораздо функциональнее и удобнее обычной географической. Ее размеры зависят от грандиозности ваших планов, но я бы посоветовал ограничиться примерно 10х10 значимых гексов. Что такое значимый гекс? - Это гекс, содержащий что-то важное и интересное. К примеру вот карта, которую я делал для песочницы по которой собирался тестировать D&D Next.
На этой карте значимыми являются большие (25-мильные) гексы, поскольку именно в них я размещаю разные интересные вещи. Если вы разместите такие вещи в каждом малом (5-мильном) гексе, то вполне можно ограничиться размерами 10х10 таких гексов. Да-да, реальный размер карты имеет мало значения. Конечно не стоит делать ее меньше, чем 30х40 миль, но если она достаточно насыщена интересными местами, команде хватит ее надолго.
Ну и наконец гексы должны быть пронумерованы, это пригодится в других документах. Традиционная четырехзначная нумерация (две первых цифры - колонка, две последних - ряд) мне кажется наиболее удобной.

2. Краткий индекс
Этим документом мы будем чаще всего будем пользоваться в процессе игры. Очень важно не раздувать его сверх меры, помня о том, что нам нужно быстро находить в нем всю нужную информацию.
Главное его содержимое это краткое описание всех гексов, на которых есть что-то интересное. Помня о краткости, эти описания стоит сводить к паре фраз и одному абзацу текста. Приведу несколько примеров с карты выше:

0906 - озеро Гулшен - Северо-западные берега сильно заболочены, удобные подходы на юго-востоке, со стороны леса и равнин. В северной части на острове остатки заброшенного поселения дворфов.

0912 - логово медузы - Пещера со "статуями" - предыдущими жертвами. Медуза считает лес Мемну своими охотничьими угодьями и безжалостно расправляется с орками из леса Хунриз, которые случайно забредают сюда.

1604 - город-крепость Аз-Зак - Население преимущественно дворфы, управляется советом гильдий. Под городом обширные шахты.

1611 - башня связи Чэпчелэ - Поселение вокруг имперской башни связи: гарнизон и обслуга с семьями. Во главе эмир Берэз. Нездоровое место, много больных из-за ядовитого болота.

Как мы видим, мы не включаем сюда такие подробности, как описание поселений, стат-блоки монстров и т.д. Для этого у нас будут другие места. 
Если вы планируете использовать какие-то готовые чужие приключения, можно здесь обозначить  места их начала.

Также в этот документ включаются такие вещи как краткая история региона (нынешняя цивилизация, основные фракции и исторические эпохи), таблицы случайных встреч для разных частей региона (настолько сложные насколько вам нужно) и прочее (скажем таблица погоды или случайных событий, затрагивающих значительную часть региона).

Кратким индексом мы будем часто пользоваться на игре и потому он должен быть максимально компактным и удобным в обращении.

3. Папка
Это, вероятно, самый объемный документ, который нам предстоит сделать. Каждый документ в папке содержит описание одной из локаций. 
Во-первых сюда конечно же попадают локации, которые требуют более подробного описания, чем пара строк, написанных выше. К примеру город-крепость Аз-Зак и башня связи Чэпчелэ обязательно будут описаны здесь, тем более что Чэпчелэ предполагается сделать базой кампании. Логово медузы можно сюда включать или нет, в зависимости от того, насколько важно оно для кампании. Если это просто бой, можно обойтись и стат-блоком.
Во-вторых локации заносятся сюда, когда они изменяются под влиянием действий команды. К примеру в случае того же логова медузы игроки могут ее убить и в нем поселиться или наоборот сдружиться с ней и сделать своей союзницей. В этом случае логово в его новом измененном статусе можно внести в папку и расписать более подробно.
В начале папка может быть и не слишком обширной, но со временем листов в ней будет становиться все больше и больше, так что готовьтесь :)

4. Лист статуса кампании
Этот документ будет очень сильно отличаться от кампании к кампании. Именно он отвечает за вещи, происходящие "за кадром", которые делают кампанию живой. Несколько идей того, что можно сюда включить:
  • Текущие события в важных поселениях региона
  • Список пустых комплексов (чтобы проверить на заселился ли кто-то в зачищенное командой подземелье)
  • Таблица текущих слухов
  • Разные документы связанные с управлением деловыми предприятиями/политическими делами
  • Таблица лояльности разных наемников
  • Некое подобие фронтов Apocalypse World
  • Таймлайн будущих событий (без учета действий команды; status quo timeline)
  • ... многое другое...
Вот такой метод организации записей песочницы, надеюсь кому-то пригодится.
Лично я добавил бы еще отдельный документ для различных NPC, но это уже особенность моей кампании.

Комментарии