Эхо Пламени - Научные исследования


В свое время эта идея возникла как возможность компенсации персонажам, предпочитающим сохранить снаряжение, с которым они начинают игру, отсутствия магических предметов. В особенности если это такие ключевые вещи как любимый туфенг, дедушкин шлем или наградной меч. Предполагалось, что система позволит персонажу делать небольшие апгрейды указанного снаряжения (бонус к атаке, увеличение урона, добавление свойств типа brutal или high-crit, сопротивлений и т.д.). В дальнейшем я предположил, что система может быть использована и для более сложных исследований: новых ритуалов, магических и технологических предметов, особых зелий и даже качественно новых вещей, вроде маго-технических протезов, особых средств передвижения и т.д. Конечно сделать все это будет значительно сложнее, чем простые апгрейды, но обо все по порядку.

Как ведется исследование
Для ведения исследования используется следующая диаграмма


Автор описывает что именно он хочет изобрести и какие механические характеристики оно будет иметь. Графы прогресс и затраты пока остаются не заполненными. Уровень определяется Мастером (чуть подробнее об этом ниже). Далее, если речь идет об относительно простом апгрейде (скажем новом прицеле для туфенга, дающем +1 к атаке) начинается собственно сам процесс исследования.

Гексагональная диаграмма изображает процесс научных изысканий. Работа начинается из центра. Игрок, пользуясь специальной таблицей, заполняет ближайшие к центру шесть гексов. Таблицу надо слегка причесать, я выложу ее чуть позже, но могу сказать, что может оказаться в этих гексах:

  • Проверка одного из 12 навыков (не все навыки применимы к исследованиям такого рода); от простой до сверхсложной (то есть проходимой либо группой, либо при очень большой удаче) + затраты (низкого уровня)
  • Дополнительные затраты разного рода (среднего и высокого уровня)
  • Необходимость тестовых образцов (ресидуум и его технологический аналог - виджеты) на разную сумму
  • Особые условия/компоненты (они гарантированно есть где-то в мире кампании, но не факт, что под рукой)
  • Тупик - гекс "закрыт"
Мастер определяет целевое число, которое необходимо набрать, накапливая "прогресс" исследования.
Во время каждого отдыха (extended rest) персонаж может сделать "ход". Порядок хода таков:

  • Оплата обычных затрат на исследования.
  • Выбор гекса, которым он занимается на этом ходу.
  • Выполнение указанных на нем условий (броски, оплата затрат).
  • Бросок прогресса.
  • Заполнение новых открывшихся гексов (соседних с тем, куда он перешел, если свободные еще остались).
Термины малый, средний, высокий и прочее берутся из этой таблицы. Не все ее значения будут применяться в том виде, как они изображены в ней, но она может служить ориентиром.

За ход персонаж добивается высокого прогресса в гексах, связанных с тренированными навыками и среднего во всех остальных. Таким образом, стоит в определенных ситуациях обращаться за помощью к соратникам или NPC, известным в этой сфере. Существует возможность использовать лимитированный бросок, об этом я расскажу ниже.

Персонаж может "перемещаться" только в соседние гексы, таким образом, иногда чтобы "вернуться" к нужному гексу ему придется "пройти" через уже использованные. При этом он тратит отдых и оплачивает обычные затраты (чаще всего равные миньонному урону соответствующего уровня) при каждом "передвижении".

Набрав нужное количество прогресса (обычно при первой разработке оно равно средним хитам, умноженным на 4), персонаж добивается поставленного результата и получает искомый предмет.

Может случиться так, что заполнив все гексы, персонаж не успеет набрать нужное количество прогресса (либо некоторые гексы окажутся для него "непроходимыми"). В этом случае исследование считается неудачным. Однако не стоит полностью списывать со счетов полученные наработки. Их можно использовать впоследствии, об этом я расскажу ниже.

Пример:
Персонаж хочет разработать модифицированный прицел для своего туфенга, который даст ему +1 к атаке. Это апгрейд 1-го уровня (как это определилось, см. ниже), персонаж тоже занимается этим исследованием на 1-ом уровне.
Ему будет необходимо набрать 120 прогресса. Имея на руках таблицу, он накидывает содержимое шести прилегающих к центральному гексов:

  1. Особое условие (Мастер сообщает, что для экспериментов потребуется метеоритное железо; условие/компонент берутся из списка, который есть у Мастера, они присутствуют в регионе, но местонахождение может быть пока неизвестно персонажам)
  2. Средняя проверка Магии/Техники (Сл 12) + 7 золотых
  3. Тестовые образцы (Потребуется ресидиуум/виджеты на 5 золотых)
  4. Сверхсложная проверка Магии/Техники (Сл 25) + 9 золотых
  5. Сверхсложная проверка Магии/Техники (Сл 25) + 4 золотых
  6. Особое условие (Мастер сообщает, что для экспериментов потребуется особенно высокая температура)
Персонаж оплачивает обычные расходы - 5 золотых. Решив для начала пойти по пути наименьшего сопротивления, он выбирает гекс №2. Он автоматически проходит проверку, оплачивает 7 золотых и кидает прогресс, получая результат 8. Рядом с гексом №2 есть три пустых гекса, которые он теперь заполняет по таблице:
  1. Особое условие (Мастер сообщает, что для экспериментов потребуется жидкий камень)
  2. Тестовые образцы (Потребуется ресидиуум/виджеты на 11 золотых)
  3. Тупик (этот гекс закрыт)
В целом перспективы выглядят неутешительно. Попробовать можно, но исследование явно не будет простым. Если ему все же удастся набрать 120 прогресса (а точнее оставшиеся 112), он получит свой новый прицел.

Это тупик!
Но что будет, если пройдя все гексы, персонаж не набрал нужного числа? Ну во-первых, он естественно не добьется нужного результата. Однако, это не значит, что его исследования пропадут втуне. Ведь работая над устройством он составлял различные химические смеси, делал компоненты и т.д. Все это никуда не денется и позволит значительно облегчить последующие исследования. Для начала игрок делит достигнутый прогресс на 2 и записывает полученное число в качестве "компонентов". В последующих исследованиях он может каждый ход кидать не средний или высокий, а лимитированный прогресс. При этом результат как обычно добавляется к прогрессу проекта, но еще и вычитается из общего количества "компонентов". Когда они кончатся, такая возможность исчезает. 
"Лишний" прогресс (превысивший нужное число) также записывается сюда.
Игрок имеет также возможность вести просто "общие исследования", без какой-либо другой цели, кроме получения "компонентов".

Как насчет повторить?
Возникает вопрос - если персонаж уже сделал некую вещь один раз, насколько легко ему будет ее повторить? Казалось бы эксперимент удался, процесс понятен, все должно быть проще и дешевле. Не совсем. И да и нет. Важно понимать, что моделируемый метод исследований все же далек от современного научного подхода и скорее похож на работу разного рода кустарей, алхимиков и волшебников. Поэтому в результате успешных исследований персонаж не получит простого и понятного рецепта, позволяющего взять и пустить в серию созданное им изобретение. Однако некоторые правила позволяют воспользоваться тем, что принцип создания вещи уже разработан.

  • Во-первых, конечно, уровень. Персонаж становится выше уровнем, предмет же остается прежним. Если персонаж 1-го уровня, работая над предметом 1-го уровня в среднем набирает нужный прогресс за 15 дней, то персонажу 5-го уровня на то же самое потребуется уже всего 10 дней. Да и проходить проверки ему будет гораздо проще, практически исключая риск неудачи.
  • Во-вторых, со временем у персонажа, вероятно, наберется определенный запас "компонентов", который обеспечит ему ускорение процесса.
  • В-третьих, система ячеек предметов в городах позволяет организовать некое подобие производства и на этом я остановлюсь подробнее.

Массовое производство (... ну или типа того)
Не так давно я публиковал правила управления королевством. Их можно найти на странице Эхо Пламени, однако нас сейчас интересует конкретно третья часть этих правил, в которой приведен список различных зданий.
Как вы могли заметить, многие здания дают городу ячейки предметов (белых, зеленых и синих; подробности этой градации смотрите здесь). Это предметы, которые доступны в городе для покупки персонажами или продажи для увеличения государственной казны. Обычно эти ячейки заполняются частично Мастером, частично персонажами, с учетом виш-листов и применением случайных таблиц. Однако ничто не мешает игроку использовать часть имеющихся ячеек для того, чтобы каждый месяц добавлять туда разработанные им предметы (Если конечно другие игроки не против). Скажем, игрок в примере выше разработал свой новаторский прицел в единственном экземпляре и установил на свой туфенг. Однако он хочет оснастить такими же дворцовую стражу. Часть таких прицелов он сможет сделать сам. А в конце месяца, когда команда принимает решения по королевству, заполнить пустые ячейки этими самыми прицелами, купить их (оплатить расходы) и передать лучшим стрелкам королевства :) Таким образом, в достаточно развитом государстве, некоторые изобретения все же можно запустить в ограниченную серию. И построить двигатели, структуру и life-support для вашего космического корабля.

Я делал этот патрон также долго, как весь туфенг?
Конечно нет. В случае расходных материалов одно исследование дает партию из 9-12 (1к4+8) предметов. Особые патроны, боевые стимуляторы, зелья и прочее делаются таким образом. Используя пару слотов города персонаж может обеспечить себя и кого-то еще ежемесячно пополняемым запасом этих предметов.

Что ты там говорил, насчет космического корабля?
Вышеописанный способ исследований применяется к относительно простым предметам: примерно аналогичным магическим предметам категории common и uncommon по классификации D&D4E. То есть предметам, которые либо дают простой фиксированный бонус, либо использование одного таланта раз в день. 
Нечто более сложное - скажем, многофункциональные устройства - потребуют многоступенчатых исследований, в которых каждый компонент разрабатывается и производится отдельно. Их размеры, скорость, бронирование и т.д. могут модифицировать прогресс и уровень. Однако чисто теоретически строительство корабля для полета на Бахт вполне реально. Так и начнется наша новая кампания Elite.

Как определяется уровень?
Уровень исследования определяется по-разному. Если речь идет об аналоге какого-то магического предмета - тут все просто, берется его уровень. Если речь об апгрейде - каждый персонаж имеет право на 1 апгрейд на уровень и каждый последующий на уровень выше предыдущего. Предметы, выходящие за рамки апгрейдов и не имеющие аналогов, определяются Мастером, следуя советам хитрых тараканов в его голове.

With A Little Help From My Friends...
Да, в исследовании могут принимать участие несколько человек, это может значительно сэкономить время (поскольку они могут "ходить" в разные гексы каждый день), но не уменьшит затраты (поскольку оплачивать все равно придется все).

Я ничего не забыл?
Если что-то осталось непонятным - готов ответить на вопросы.
Отправить комментарий